Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Симфонии Антонина Дворжака

Глава №178 книги «История зарубежной музыки — 4»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

С 1865 по 1893 год Дворжак написал девять симфоний. На протяжении начального десятилетия были созданы первые четыре произведения, которые взыскательный автор отказался опубликовать (изданы после его смерти). В 1875 году он написал Пятую симфонию (исполнена в 1879 году), но напечатана она была в частично обновленной редакции лишь в 1888 году как Третья симфония F-dur ор. 76. Далее последовали: Первая симфония D-dur ор. 60 (фактически шестая, 1880, исполнена в 1881, издана в 1882), Вторая d-moll ор. 70 (фактически седьмая, 1884, исполнена в следующем году, тогда же издана), Четвертая G-dur ор. 88 (фактически восьмая, 1889, исполнена в 1890, издана в 1892), Пятая e-moll ор. 95 (фактически девятая, 1893, тогда же исполнена, издана в 1894).

По содержанию Третья и Первая симфонии родственны: они выражают радостные настроения, эмоционально открытую, непосредственную лирику, веселье. Но в Третьей преобладают пасторальные мотивы, особенно в первой части, тогда как Первая по складу своему более мужественна и энергична. Образы чешской земли, национальные интонации и ритмы ярко запечатлены в обоих произведениях. Примечательно далее, что во второй части Третьей симфонии использованы выразительные приемы «думы», а юмор скерцо предвосхищает «Славянские танцы». В Первой же симфонии — впервые в симфонической литературе — третья часть обозначена как «фуриант». Характерно также для зрелого Дворжака стремление объединить цикл «сквозным» тематизмом.

Вторая симфония передает патриотические образы в героико-драматическом плане. Незадолго до того написанные кантата «Наследники Белой горы» и «Гуситская увертюра» близки ей по содержанию. Более того, в первой и последней части симфонии даже использована стремительная главная тема этой увертюры; отголоски гуситских гимнов слышны и во второй части. В целом симфония звучит как взволнованный гимн родине, а своим тревожно-драматическим тонусом она предвосхищает Пятую симфонию Дворжака. В то же время его Четвертая симфония скорее примыкает к образному строю Первой.


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова