Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Антонин Дворжак. Инструментальное творчество

Глава №176 книги «История зарубежной музыки — 4»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Трудно сказать, какому жанру музыкального искусства Дворжак отдавал предпочтение. Автор десяти опер, ряда кантат и ораторий, он с не меньшей, если не с большей активностью работал в области инструментальной музыки. В его наследии, если считать и ранние произведения, при жизни композитора не опубликованные, девять симфоний, три сольных инструментальных концерта (для фортепиано, скрипки, виолончели), ряд увертюр, рапсодий, танцев (в том числе два цикла «Славянских танцев»), пять симфонических поэм, четырнадцать струнных и фортепианных квартетов, пять квинтетов, шесть трио и других камерно-инструментальных сочинений; следует еще добавить множество фортепианных циклов и отдельных пьес.

Инструментальная музыка Дворжака отмечена глубиной содержания и художественным совершенством. Редкая мелодическая щедрость и эмоциональная непосредственность при строгой логичности в разработке музыкального образа и тщательной отделке деталей; огненный темперамент, зажигательные ритмы в сочетании с интимной задушевностью, ласковой сердечностью; чистота голосоведения с применением певучих подголосков, что так свойственно славянской музыке; тонкость и гибкость гармонического письма, мастерское использование напевных свойств инструмента, оркестровое полнозвучие при разностороннем выявлении тембровых оттенков — таковы, в целом, особенности инструментального творчества Дворжака.

В течение долгих лет он писал непрограммные сочинения, подтвердив своим творчеством огромные выразительные возможности содержательной, образно-конкретной музыки. Он доказал нестареющую жизнеспособность классических сонатно-циклических форм, хотя со свойственной ему широтой художественных взглядов не отвергал средства выразительности листо-вагнеровской поэмности. Точно так же он относился к возможностям программной музыки, к которой, правда, до последнего своего творческого периода реже обращался *.

* Напоминаем, что его последние симфонические произведения — три увертюры и пять симфонических поэм — программны.

Но, по сути дела, нельзя провести четкого водораздела между его программными и непрограммными произведениями, ибо содержательность, яркая образность и тех и других сочинений вызывает нередко у слушателя конкретные представления и ассоциации.

Исключительную творческую изобретательность обнаруживает Дворжак в разработке принципов сонатного allegro, что способствует острому выявлению драматического конфликта. Эту форму он чаще всего использует в крайних частях, причем трактует ее очень свободно (см. крайние части Четвертой или финал Пятой симфонии). Образное содержание этих частей многосторонне, но преобладает драматизм; широко отражены и сферы лирические, эпические или героические. Вдохновенна музыка средних частей сонатно-циклических сочинений Дворжака как камерно-инструментальных, так и симфонических. Здесь полней всего высказывается непосредственная и чуткая душа большого композитора и человека. Наконец, неповторимым своеобразием отмечены его энергичные и темпераментные скерцо, использующие ритмы чешских народных танцев, преимущественно фурианта.

Конечно, здесь лишь в самых общих чертах намечены главенствующие черты инструментальных сочинений Дворжака. Невозможно даже вкратце охарактеризовать их многообразие. Поэтому остановимся лишь на некоторых, наиболее среди них известных.

Начнем со «Славянских танцев».


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова