Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Антонин Дворжак

Глава №172 книги «История зарубежной музыки — 4»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Дворжак — классик чешской музыки. Сравнение его со Сметаной. Творческий облик Дворжака

Дворжак — младший современник Сметаны: начало зрелого периода его творческой деятельности приходится на то время, когда жизнь автора «Проданной невесты» приближалась к концу. Будучи на семнадцать лет моложе Сметаны, Дворжак, однако, рано добился широкого признания: уже к 80-м годам XIX века произведения Дворжака становятся популярными не только в Чехии, но и за ее пределами; вскоре его имя приобретает мировую известность.

Многое сближает Дворжака со Сметаной. Творчество обоих классиков чешской музыки проникнуто патриотизмом, пламенной любовью к родине; оба видят свое призвание г; том, чтобы музыкой прославить народ, укрепить его веру в лучше.; будущее. «Сколь бы малой ни была нация, она не погибнет, если будет иметь свое искусство. У каждого художника есть отчизна, которую он должен крепко любить»,— утверждал Дворжак. И со свойственной ему скромностью добавлял: «Мне удалось повидать большой свет, но всюду и всегда я оставался тем, кем был,— простым чешским музыкантом». Приведенные слова вполне могли принадлежать Сметане.

Но Дворжак в то же время не похож на него.

Отличия прежде всего обусловлены иным временем, на которое падает расцвет деятельности обоих чешских мастеров. Для Сметаны это 60—70-е годы, для Дворжака — 80—90-е.

На протяжении этих десятилетий в социальной и культурной жизни Чехии произошли значительные изменения. Политические свободы, правда, не были дарованы народу — страна по-прежнему находилась под властью Габсбургов. Но национальный гнет ослаб, и чешская художественная культура окрепла, выдвинув ряд замечательных своих представителей.

Иной была обстановка к началу 60-х годов, когда Сметана входил в пору творческой зрелости: всю тяжесть борьбы с косными силами реакции в области музыки он вынес преимущественно на своих плечах; соратники появились лишь позже. А Дворжаку было на кого опереться — первые его творческие шаги были дружески поддержаны Сметаной. К тому же Дворжак выступил в окружении целой плеяды талантливых чешских композиторов, каждый из которых пс-своему расширял идейно-художественный кругозор отечественного искусства.

Да и в целом музыкальная жизнь Праги благодаря энергии и инициативе Сметаны стала совсем иной, нежели двадцать — тридцать лет назад: оперный театр по богатству репертуара и высокому качеству исполнения не уступал другим столичным театрам, оживленная концертная жизнь, возглавленная филармоническим оркестром, привлекала внимание многих знаменитых иностранных артистов; одновременно все ширился доступ произведениям чешских авторов на театральную сцену и в программы концертов; наконец, окрепшая деятельность музыкально-педагогических учреждений (в частности, к тому времени уже открылись классы композиции в консерватории) способствовала непрерывному пополнению рядов отечественных музыкантов-профессионалов.

Вместе с тем общественно-политическая обстановка внутри страны сильно усложнилась, ибо дальнейшее развитие капиталистических отношений обострило социальные противоречия. Вместе с крестьянством в защиту интересов трудового народа выступает пролетариат. Защищать же их ныне приходилось против двух врагов — правителей австрийской монархии и отечественной буржуазии. И если несколько ослабел национальный гнет, то усилился гнет социальный.

Указанные противоречия привели к расколу в рядах чешской общественности, в том числе и в рядах художественной интеллигенции, что явилось отражением растущей борьбы «двух культур» в национальной культуре Чехии. Это — новая особенность в общественной и культурной жизни родины, которая не была знакома Сметане в той мере, как ее познал и по-своему отразил в своей музыке Дворжак.

Несмотря на то, что его политические взгляды были нечеткими, Дворжак всегда был на стороне трудового народа. Те, кто хорошо знал его, свидетельствовали: обычно замкнутый, молчаливый, он оживлялся и мог подолгу беседовать с простыми людьми — крестьянами, рабочими, шахтерами. Эти люди были ему ближе, чем представители знати или власти. Один из учеников Дворжака так говорил о нем: «Правда без прикрас, подлинный демократизм без преклонения перед сильными мира сего, но и без возвеличения себя над теми, кто стоял ниже его». Показателен и следующий факт: при известии об организации специальных концертов для рабочих, где предполагалось исполнить и сочинения Дворжака, он воскликнул: «Итак, наконец нечто правильное! Это мне нравится! Почему бедняк, который всю неделю трудится, чтобы заработать себе на хлеб насущный, не должен узнать также Баха, Бетховена, Моцарта?!..».

Бесспорно, демократизм — неотъемлемое свойство и Сметаны — художника и человека; он охотно общался с простыми людьми. Но надо учесть, насколько усложнилась общественная обстановка к концу XIX века, породив индивидуалистические настроения в среде буржуазной интеллигенции, чтобы полностью оценить социальные симпатии Дворжака.

Наконец, и в личном облике, в складе характеров обоих классиков чешской музыки были значительные различия.

Сметана — борец по натуре. Он прежде всего общественный деятель. Его творчество поэтому целеустремленно: исходя из актуальных задач современности, главное внимание он уделил опере и программной музыке. Дворжак не принимал столь активного участия в общественной жизни. По словам крупнейшего чехословацкого композитора Леоша Яначка, младшего соратника Дворжака, «он думал звуками; все остальное (имеется в виду общественная жизнь.— М. Д.) мало интересовало его». Но в своих «думах» он был предан родному народу, жил его судьбой, не меньше, чем Сметана.

Иной склад характера рождает иные творческие замыслы: Дворжак не ставил перед собой столь четкой художественной программы, как Сметана. Он писал, потому что не мог не писать, и — что редко удавалось композиторам того времени — охватил в своем творчестве все виды и жанры музыкального искусства: оперу и симфонию, ораторию и камерно-инструментальную музыку, кантату и концерт, вокальную музыку и музыку для сольных инструментов (фортепиано, скрипки и т. д.). Причем все эти виды и жанры представлены в огромном количестве произведений — творческая активность Дворжака была поистине неистощимой во всех периодах его деятельности.

Если еще более обострить это противопоставление, можно сказать, что для Сметаны сочинение музыки — проповедь, деяние, тогда как для Дворжака — более личное высказывание, непосредственный душевный отклик на жизненные впечатления. Поэтому, условно говоря, если творениям Сметаны присущ «объективный», то Дворжаку — скорее «субъективный» тон. И насколько справедливо сравнение Сметаны с Глинкой, настолько же возможны аналогии Дворжака с Чайковским.


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова