Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Бедржих Сметана. Опера «Бранденбуржцы в Чехии»

Глава №164 книги «История зарубежной музыки — 4»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

В группе героических опер три произведения. Их открывают «Бранденбуржцы в Чехии» (1863).

Первое оперное творение Сметаны оказалось еще не ровным по стилю, но слушателей премьеры увлекла волнующая передача грозовой атмосферы драмы. Она была созвучна современности.

...В XIII веке власть в Чехии захватил бранденбургский маркграф. Немцы хозяйничают в стране при попустительстве пражского старосты Вольфрама Ольбрамовича. «Слишком много среди чехов отступников»,— говорит мужественный рыцарь Олдржих Рокицанский. Есть в их среде и откровенный предатель — Таузендмарк. С его помощью немцы похищают одну из дочерей Вольфрама — Людише; ее жених Юнош освобождает девушку. Личная драма тесно переплетается с социальной: возникают сцены восстания пражской бедноты, возглавленного Йирой, суда над ним, бытовые эпизоды из сельской жизни. Естественно напрашивались параллели между тем, что происходило на сцене, и тем, что переживала Чехия под пятой габсбургских душителей свободы. Поэтому бурную реакцию зала вызвал призыв Олдржиха: «Пора уже с оружием в руках прогнать с земли нашей бранденбуржцев, которые губят нашу землю, душат наш язык и терзают наш народ!..».

Большим драматизмом отмечены народные сцены оперы. Они проникнуты боевым духом, призывной декламационностью, маршевой поступью. Примером может служить хор избрания Йиры вождем пражской бедноты из 2-й картины I акта:

Эта картина ярко передает образ поднявшегося на восстание народа. Хор без сопровождения сменяется песней Йиры, после него возникает бурный танец в характере польки, который замыкается мощным, динамичным развитием начального хора *.

* По свидетельству Яна Неруды, реакционеров более всего раздражало, что в «Бранденбуржцах» композитор ярко обрисовал пражских бедняков, восклицавших: «Мы не чернь — мы люди!».

Впечатляет и хоровой финал оперы, текст которого пророчески возвещает: «Настанет день после долгой ночи».


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова