Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Жюль Массне. Дальнейшие пути развития «лирической оперы»

Глава №152 книги «История зарубежной музыки — 4»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Цельность лирико-драматического выражения, искренность, правдивость в передаче трепетных чувств — таковы достоинства опер Массне, ярче всего выявленные в «Вертере» и «Манон». Однако композитору часто не хватало мужественной силы в передаче жизненных страстей, драматических ситуаций, конфликтного содержания, и тогда некоторая изысканность, подчас салонная слащавость прорывались в его музыке.

Это — симптоматичные признаки кризиса недолговечного жанра французской «лирической оперы», который оформился к 60-м годам, а в 70-х — интенсивно впитывал в себя новые, прогрессивные веяния, шедшие от современной литературы, живописи, театра. Тем не менее уже тогда обнаружились в нем черты ограниченности, о которых говорилось выше (в очерке, посвященном Гуно).

Гений Бизе преодолел узкие рамки «лирической оперы». Драматизируя и расширяя содержание своих ранних музыкально-театральных сочинений, правдивее и глубже отражая противоречия действительности, он достиг вершин реализма в «Кармен».

Но французская оперная культура не удержалась на этом уровне, ибо ее виднейшие мастера последних десятилетий XIX века не обладали непреклонной принципиальностью Бизе в утверждении своих художественных идеалов. Еще с конца 60-х годов, в связи с усилением реакционных черт в мировоззрении, Гуно после создания «Фауста», «Мирейль» и «Ромео и Джульетты» отошел от прогрессивных национальных традиций. Сен-Санс, в свою очередь, не проявил должной последовательности в творческих исканиях, был эклектичным и лишь в «Самсоне и Далиле» (1877) добился значительной, хотя и не полной удачи. В известной мере односторонний характер имели и некоторые достижения в области оперного искусства Делиба («Лакме», 1883), Лало («Король города Ис», 1880), Шабрие («Гвендолина», 1886). Во всех этих произведениях воплощались разные сюжеты, но в их музыкальной трактовке в той или иной мере скрещивались воздействия и «большой» и «лирической» оперы.

Массне также пробовал свои силы в обоих жанрах, и он тщетно пытался непосредственной лирикой, доходчивостью средств выразительности обновить изживший себя стиль «большой оперы». Более же всего привлекало его то, что закрепил Гуно в «Фаусте», служившем Массне недосягаемым художественным образцом.

Однако общественная жизнь Франции после Парижской коммуны выдвигала перед композиторами новые задачи — требовалось острее обнаружить реальные конфликты действительности. Бизе сумел запечатлеть их в «Кармен», Массне же уклонился от этого. Он замкнулся в жанре лирической оперы, причем еще более сузил ее тематику. Как крупный художник, автор «Манон» и «Вертера», конечно, частично отразил в своих произведениях переживания и мысли современников. Особенно это сказалось на разработке средств выразительности нервно-чувствительной музыкальной речи, более отвечающей духу современности; значительны его достижения и в построении «сквозных» лирических сцен оперы, и в тонкой психологической трактовке оркестра.

К 90-м годам этот любимый жанр Массне исчерпал себя. Начинает сказываться воздействие итальянского оперного веризма (в том числе и в творчестве самого Массне). Ныне во французском музыкальном театре активнее утверждается современная тематика. Показательны в этом плане оперы Альфреда Брюно («Мечта» по роману Золя, 1891; «Осада мельницы» по Мопассану, 1893, и другие), не лишенные черт натурализма, и осооенно опера Шарпантье «Луиза» (1900), в которой дано во многом удачное, хотя и несколько расплывчатое, недостаточно драматичное изображение картин современной парижской жизни.

Постановка в 1902 году оперы Клода Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда» открывает новый период в музыкально-театральной культуре Франции — главенствующим стилевым направлением становится импрессионизм.


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2016 Проект Ивана Фёдорова